Выставка старонидерландской гравюры

Выставка старонидерландской гравюры

Artnews

7 апреля 2024 г.

Сто лучших произведений из выдающейся эрмитажной коллекции демонстрируют посетителям выставки «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» разнообразие техник и сюжетов и рассказывают о специфике отношений между художником, гравером и издателем.

Это третий проект в новой эрмитажной Галерее графики. Первая выставка была посвящена взаимосвязи гравюры и рисунка, вторая — раннему нидерландскому рисунку. Теперь перед нами 100 отпечатков нескольких десятков авторов, работавших в XVI веке в Нидерландах. Хронологически — с 1510-х годов, когда на арт-сцену вышел Лукас ван Лейден, «нидерландский Дюрер», и до 1580-х, когда распались Старые Нидерланды. Для непрофессионалов жанр выставки можно определить как введение в тему печатной графики, демонстрация разных способов взаимодействия художника, гравера и издателя, которые то соединялись в одном лице, то выступали каждый по отдельности в составе трио, то работали дуэтами в разных сочетаниях.

Выставка «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» в Эрмитаже.  Фото: Светлана Рагина/Государственный Эрмитаж
Выставка «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» в Эрмитаже.
Фото: Светлана Рагина/Государственный Эрмитаж

Лукасу ван Лейдену по праву отдан целый зал. Абсолютный классик гравюры резцом, он работал тонким штрихом; доски быстро изнашивались, но и через 100 лет с них продолжали делать оттиски. Эрмитажные листы — «Голгофа», «Четыре евангелиста», «Зубной врач» и «Вергилий в коробе» — из прижизненных. Во «Враче» художник обыгрывает созвучие на нидерландском: вытащить зуб — вытащить деньги. А вот известная история про Вергилия, которого проучила дама (вместо того чтобы поднять ухажера в корзине в свои покои, она оставила его висеть на всю ночь у стены): основной сюжет ван Лейден отодвинул в глубь композиции, а на переднем плане поместил публику, осуждающую поэта и смеющуюся над ним.

Выставка «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» в Эрмитаже.  Фото: Светлана Рагина/Государственный Эрмитаж
Выставка «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» в Эрмитаже.
Фото: Светлана Рагина/Государственный Эрмитаж

Другой важный персонаж на выставке — Ламберт Суавиус, «Вакханку» которого хвалил Вазари, называя «прекрасной» и «смелой». «Милосердие» — произведение из того же ряда. Художник работал алмазными резцами ювелиров, чтобы получить едва различимые линии и множество оттенков.

Иероним Кок создал крупнейшее в Северной Европе того времени издательство Aux quatre vents («На четырех ветрах»). Там работали все звезды. Питер Брейгель Старший предоставил свою «босховскую» серию «Семь смертных грехов». Гордыня украшена зеркалом и павлином, лень — подушкой и ослом. Франс Флорис отметился «Жертвоприношением Авраама» (гравер Филипп Галле) и популярной в Нидерландах серией «Подвиги Геркулеса», награвированной Корнелисом Кортом.

Питер ван дер Хейден. По композиции Питера Брейгеля Старшего. Издатель Иероним Кок. «Desidia» («Праздность»). Лист из серии «Семь смертных грехов». 1558. Фото: Государственный Эрмитаж
Питер ван дер Хейден. По композиции Питера Брейгеля Старшего. Издатель Иероним Кок. «Desidia» («Праздность»). Лист из серии «Семь смертных грехов». 1558.
Фото: Государственный Эрмитаж

С конца 1560-х годов религиозные сюжеты занимают в нидерландской гравюре центральное место. «Мученичество святого Павла» по композиции Мартена де Воса награвировал Хендрик Гольциус. Тогда ему было 20, большая слава была еще впереди. Именно в те годы стал складываться корпус гравюр, который в 1639 году Клас Висхер издаст под названием, известным у нас как «Библия Пискатора».

Выставка «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» в Эрмитаже.  Фото: Светлана Рагина/Государственный Эрмитаж
Выставка «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е)» в Эрмитаже.
Фото: Светлана Рагина/Государственный Эрмитаж

В финале — премьера для публики. Ксилография «Обычаи и образ жизни турок», созданная по семи композициям Питера Кука ван Альста, имеет длину 4,5 м. В 1533 году ван Альст посетил Константинополь и сделал рисунки как эскизы шпалер для султана Сулеймана I. Себя изобразил скромно, султана — пафосно, но заказа на шпалеры не получил. Подготовку издания осуществила художница Мария Верхюльст, вдова мастера.

Корнелис Корт. По композиции Франса Флориса. Издатель Иероним Кок. «Атлант передает Геркулесу небесный свод». Лист из серии «Подвиги Геркулеса» 1563. Фрагмент.  Фото: Государственный Эрмитаж
Корнелис Корт. По композиции Франса Флориса. Издатель Иероним Кок. «Атлант передает Геркулесу небесный свод». Лист из серии «Подвиги Геркулеса» 1563. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

Выставка «Мастера старонидерландской гравюры (1510–1580-е) в собрании Эрмитажа» проходит в Государственном Эрмитаже до 2 июня.

Источник: theartnewspaper.ru