Гипнотическая абстракция Фрэнка Стеллы

Гипнотическая абстракция Фрэнка Стеллы

Artnews

16 апреля 2024 г.

Видный американский живописец XX в. и мастер постживописной абстракции — Фрэнк Стелла (Frank Stella) — проделал обычный для авангардистов своего времени путь, но в обратном направлении: от радикально минималистичных и монохромных работ к более живописным и ярким. Тем не менее в историю художник вошел как раз благодаря своим ранним работам. И хотя создание ахроматических черных картин в конце 1950-х не было чем-то новым — те же Джексон Поллок и Франц Клайн писали композиции в черном цвете — работы Стеллы были непохожими на них, радикально новаторскими, репетативными и гипнотическими.

Фрэнк Стелла родился 12 мая 1936 г. в Молдене, штат Массачусетс, в семье с итальянскими корнями. Отец художника был врачом, а мать — домохозяйкой, которая посещала школу моды и писала пейзажи. Будущий художник учился в престижной Академии Филлипса в Эндовере, где занимался борьбой и играл в лакросс. После академии он поступил в Принстонский университет, где специализировался на истории и познакомился с творчеством Джексона Поллока, Франца Клайна, Барнета Ньюмана и Владислава Стржеминского. Их произведения оказали на него огромное влияние. Фрэнк Стелла начинает заниматься живописью, ориентируясь на этих художников. После окончания обучения, по воле отца, Фрэнк отправляется изучать юриспруденцию в Нью-Йорк, но тяга к искусству перевешивает чувство долга и он бросает учебу, чтобы стать художником. Стелла начинает изучать живопись, учится рисовать и делает чертежи.

При создании своих "Черных картин" 1958-1960 гг., Стелла использовал малярные кисти и промышленную эмаль. Так как денег на студию не было, работал художник прямо в арендованной мансарде, которую он делил с фотографом Холлис Фрэмптон и скульптором Карлом Андре. Стелла наносил эмаль на холст ровными полосами строго параллельно краям холста (в поздних работах этого периода линии проходят под 45°), оставляя между черными участками тонкие неокрашенные линии, обнажающие холст. Все линии параллельны друг другу, все линии одинаковой толщины (примерно 8 см), все линии на одинаковом расстоянии друг от друга. Фрэнк сознательно пытался устранить перспективу, сделав картину максимально плоской, и равная ширина полос была одним из способов достичь этого. Хотя технически он накладывал черную краску на неокрашенный холст, зрительский глаз по привычке видел узкие светлые линии на черном фоне. Художник поменял местами изображение и фон, он как бы подчеркивал антииллюзорный характер его художественной идеи — никаких подтекстов, никакой рефлексии художника. Картина как самостоятельный объект, а не как образ чего-либо. Плоская поверхность с краской — и ничего больше.

Художественный язык Стеллы отрицает любые интерпретации, выходящие за рамки видимой формы. Художник сознательно избегал использования традиционной масляной краски, предпочитая промышленные материалы. Фрэнк в своем творчестве использовал необычные материалы и новые технологии, зачастую нарушая все правила. Его картины математически выверены как чертежи. Даже ширина подрамника — 8 см — вторит ширине полос, благодаря чему становится логическим продолжением картины. В то же время эти произведения остаются живыми, не механическими. Работая, живописец не измеряет линии, как предполагали многие критики, но работает от руки, слегка отклоняясь от идеальной прямой линии.

=

С 1960 г. Стелла работает над серией "Алюминиевых картин". Как несложно догадаться из названия, Фрэнк использует для своей живописи алюминиевые краски. Колористика работ существенно смягчается, художник усложнил рисунок линий, а также стал придавать холстам необычные формы, порой делая прорези в центре холста — теперь линия формировала холст. Позже, в своей серии “Медных картин” (медной краской будущий художник работал еще в детстве — красил лодки, т.к. медь защищает от обрастания моллюсками и водорослями), Фрэнк еще сильнее усложнил геометрию картин.

Позже художник создает серию ярких работ, названный в честь марки бытовой краски, которую Стелла использовала для создания этих работ — "Бенджамин Мур". Эта серия произвела на Энди Уорхола такое сильное впечатление, что он купил все картины данного цикла. В дальнейшем Фрэнк расширили концепцию формирования холста от линии в работах из серий "Иррегулярные полигоны" (1965-1967 гг.) и "Транспортир" (1967-1971 гг.) Работы этого периода вбирают в себя эстетику жестких контуров и, в какой-то момент, даже приближаются к оп-арту.

С 1980-х гг. стиль работ художника претерпевает сильные изменения. На смену геометричность и жестким контурам приходит более живописная, биоморфная абстракция с богатой колористикой, картины становятся объемными. Позднее Стелла увлекается цифровым искусством и 3D-печатью, создает скульптуры и графические работы. И критики, и сам художник, признают, что самые оригинальные произведения были созданы в начале карьеры Фрэнка. Нынешние его работы не похожи на минимализм, лицом которого он был в 1960-х. Сейчас у художника мало забот. "Думаю, что самое приятное в моем возрасте — то, что вы всё уже совершили, и теперь дело за другими", — говорит он.