Айя Юрьяне. Королевские кухни

Айя Юрьяне. Королевские кухни

Artnews

13 апреля 2024 г.

02.03.2024 - 19.05.2024. Латвийский национальный художественный музей. Айя Юрьяне. Королевские кухни

Со 2 марта по 19 мая 2024 года в 4-м и Купольном залах главного здания Латвийского национального художественного музея (Рига, площадь Янаса Розенталаса, 1) пройдет выставка картин и графики Айи Юрьяне «Кухни королевы».

Айя Юрьяне (1944–2015) – уникальная представительница современной латвийской живописи, творчество которой остается менее известным молодому поколению и широкой публике. Первым шагом в исследовании наследия Юрьяне стал монографический художественный альбом «Источник молодости. Айя Юрьяне» (издательство «Непутнс», составитель Сандры Крастини), но ее работы еще ни разу не собирались на одной большой выставке.

На протяжении всей жизни основной темой картин Айи была ее семья и связанные с семейной жизнью будни. Концептуальный каркас музейной экспозиции составляют семь разных кухонь – идей и физических пространств, которые гармонично переходят друг в друга, раскрывая историю Айи как матери троих детей, как учительницы и ученицы, как жены и женщины.



Открытие выставки "Королевские кухни". Фото Джиртс Рагелис

Кухня женской жизни – это не только материальное пространство, исторически существовало множество различных потаенных пространств, где они делали свое «неблагородное» дело. Айя Юрьяне со вниманием и вниманием рассматривала такие бытовые вещи, как отопительный котел, газовая плита или ниточка лука в вязаной рыночной корзинке. Зафиксировав, казалось бы, скромную рутину и обратившись к кухне как к полноценному носителю содержания и формы, Юрьяне стала одной из первых художниц, сумевших доказать, что пространство женщины сильно отличается от пространства мужчины. Она перестала притворяться, что в жизни женщин-художниц не существует кухонь или что «настоящая художница» должна научиться игнорировать их любой ценой.

Команда создателей выставки не согласна с утверждением, что феминизм в латвийском изобразительном искусстве — это насыщенный теорией пришельец с Запада. Уже довольно давно он более чем жив. Еще до каких-либо локальных теорий и описаний темы феминизма прорвались в творчестве многих латвийских художников старшего поколения. Для нас большая честь начать выявлять и анализировать все это, чтобы иметь возможность установить первые ориентиры в новейшей истории искусства. 


Айя Юрьяне. Печь, дверь кладовой с календарем Караваджо . 2012. Бумага, акварель. Семейная собственность. Рекламное фото

Источник: lnmm.lv